Перейти к содержанию

Ильенков Э. Что такое мышление?⚓︎

Ильенков Э. Идеальное и реальность.1960—1979, 2018, с. 181—185

На первый взгляд ответить на этот вопрос легче легкого. В самом деле, каждый из нас мыслит ежедневно и ежечасно — пользуется мозгом для мышления так же часто, как ногами для ходьбы, как зубами для пережевывания пищи.

Казалось бы, чего проще — дать себе отчет в том, что ты умеешь делать.

Но, не говоря уже о том, что наука до сих пор толком не знает, что именно происходит под черепной крышкой каждого из нас, когда он мыслит, какие именно процессы протекают в глубинах мозга, когда он мыслит, — нелегко определить, что такое мышление и само по себе, независимо от того, как устроен мозг. Иначе говоря, какую роль, какую функцию выполняет в жизни людей мозг, как орган мышления.

Про ноги это сказать легко — с помощью ног мы перемещаем свое тело в пространстве. Сердце — это орган кровообращения. А вот про мозг так просто не скажешь — он участвует в любом проявлении жизнедеятельности. Мозг участвует и в работе ног, и в работе сердца, и в работе рук, и глаза, и ушей.

С помощью мозга человек ориентируется в пространстве, пишет книги, пашет землю, сочиняет симфонии, монтирует электронные схемы, познает структуру атома — невозможно указать ни одной формы человеческой жизнедеятельности, в которой не принимал бы участие мозг как орган мышления.

Мышление проникает и пронизывает все наши поступки, все наши действия, все чувства и настроения.

И если попытаться дать ответ на вопрос, а что же такое мышление вообще — а не только та или иная частная функция мышления, не только то или иное частное применение силы мышления, — то ответ будет примерно таков: это — способность, которая позволяет соотносить, сопоставлять и соразмерять любую частную форму человеческой деятельности со всей совокупностью условий ее осуществления. А эти условия зафиксированы в науке, в искусстве, вообще в любой форме знания.

Поэтому мышление и есть способность человека смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы чужими глазами — глазами «рода». Поэтому если с помощью своих двух глаз ты видишь вещи такими, какими они выглядят с твоей индивидуальной точки зрения, с точки зрения твоего личного опыта, то с помощью мышления ты видишь эти вещи так, как они выглядят в свете всего грандиозного опыта человечества. В акте мышления индивид как бы рассматривает вещи глазами всех людей — в том числе и давно умерших.

С помощью мышления и в акте мышления индивид смотрит на вещь не только своими глазами, но и глазами всех людей.

Мышление и есть способность сопоставлять данный, единичный, индивидуальный опыт с опытом рода. Или — схватыват. е.иничное в контексте всеобщего, всеми людьми накопленного знания и опыта, с точки зрения общечеловеческого опыта вообще.

(Поэтому уже нелепой является затея построить одну машину и поставит. е. на очную ставку со всем остальным окружающим миром. Мышления тут не будет, ибо не будет того сообщества, с точки зрения которого индивид смотрит на вещи, когда он мыслит).

[Тарзан и Маугли] Поэтому для возникновения мышления требуется не только мозг, а сообщество людей, объединенное вокруг общей задачи.

В США несколько лет назад был поставлен фильм о путешествии на Марс. Развалины высокой цивилизации. Книги, утратившие для марсиан какое бы то ни было значение. Как отдельные буквы не значат ничего, так и все книги, все словесно фиксированные знания, утрачивают значение, если их отделить от предметного тела цивилизации.

Мышление есть способность сопоставлять данный единичный опыт со всеобщим опытом рода, коллектива. В категориях мышления выражен и зафиксирован коллективный опыт людей, постоянно растущий. Поэтому мышление имеется только там, где происходит коллективное накапливание опыта.

Одно существо, в одиночку, не мыслит, т. е. оно не может ставить свой личный опыт в контекст опыта всех своих сотоварищей, зафиксированный в языке, в словах, в образах, в вещах и т. д. Мышление предполагает развитую коллективность — сознание есть общественный продукт, т. е. возникает лишь там, где действует не индивид, а коллектив таких индивидов, взаимодействующих между собой. Нет этого — нет и мышления, а есть простейшие, животные формы психики.

Поэтому если вы хотите построить машину, способную мыслить, то <надо> строить не одну-единственную машину, а целое сообщество таких машин, которые могли бы делиться друг с другом опытом, знаниями, короче говоря — целую цивилизацию, не менее богатую и разветвленную, чем человеческая. Рядом с человеческой — совершенно независимую от нее, автономную, со своими целями и потребностями.

Дешевле вам эта затея не обойдется. Не накладно ли? (Ибо высота развития мышления зависит не от морфологии отдельного мозга — он не изменился со времен кроманьонцев, — а от богатства развития общественной культуры).

Следовательно, или вы размещаете на Земле целую автономную цивилизацию мыслящих машин, которые преследуют свои цели (а не цели человека), или затея вложить в отдельную машину ум, хотя бы равный человеческому, остается невыполнимой.

Правда, есть еще один путь: создать такой аппарат, который можно было бы подключить к нашей, к человеческой цивилизации. Но тогда пришлось бы делато его абсолютно похожим на нас самих, пришлось бы вооружито его всеми органами нашего собственного тела. Включая половые.

Машина и человеческое мышление. Умение ставить проблему, «задавать» (и «задаваться») вопросы — в этом первое проявление и условие человеческого мышления. А это сразу же предполагает умение «выносить напряжение противоречия»…

Человек и машина. Самая зловредная и бесчеловечная машина — это его величество Государство, Государственная машина, его высочество Аппарат…

Человек и машина

Машина не только помогает человеку, но и отнимает у него известные функции.

Луддиты. Далее процесс сгладился, тревог стало меньше. А теперь опять — кибернетика поставила под угрозу те способности, которые человек считал монопольными.

Не может ли вообще машина его вытеснить?

Не человек работает с помощью машины, а Машина — точнее, система машин — использует человека как деталь, без коей она не умеет работать.

Машина не вытесняет человека, она заменяет его в тех функциях, которые уже стали машинообразными. — Узкого специалиста…

«Алгоритм всей человеческой деятельности» — противоречие.

А = не‑А. Попробуйте, замоделируйте в машине эту «форму мышления» — а тогда поговорим. Тогда у вас будет надежда на осуществление своей затеи — заставить машину мыслить хотя бы так же, как уже умеет мыслить живой, «естественный» человек… И не раньше.

Мышление — нервная сеть — рука.

Роденовский мыслитель.

На какой почве возникают мечтания о машине умнее человека? — На почве представления, будто люди исчерпали уже все свои возможности поумнеть…

«Мыслитель» Родена — лучший образ мыслителя. Это не головастик, а атлет, познавший мир своими руками, своими умными пальцами, мускулатурой всего своего развитого тела. Интуиция подсказала Родену этот глубоко верный образ, теоретически согласующийся с философией его гениального соотечественника и собрата по силе духа — с философией Бенедикта Спинозы.

1) Что такое мышление?

Мышление — социальный процесс. По плодам его узнаето его.

«Алгоритм всей человеческой деятельности» — это диалектика, т. е. умение выносить напряжение противоречия и затем находито ему разрешение.

— Собака Павлова.