Перейти к содержанию

Деборин Г. [Рецензия] И. И. Рубин. Очерки по теории стоимости Маркса⚓︎

Журнал «Под знаменем марксизма», 1928, № 11, 207—211

[# 207] И. И. Рубин. Очерки по теории стоимости Маркса. Третье издание, переработанное и дополненное. ГИЗ. 1928 г. Стр. 371. Цена 2 руб. 75 коп.

Третье издание книги И. Рубина значительно отличается от предыдущих. Прежде всего необходимо отметить, что автором сняты или видоизменены все те его неудачные формулировки, которые в прежних изданиях, не будучи в достаточной степени точными, вызывали недоумение у читателей и отчасти справедливые нападки критики. Кроме того, в новом издании все те главы, которые являются наиболее существенными и трудными для понимания марксовой теории стоимости, значительно дополнены и переработаны. Причем мы должны признать, что все эти изменения и дополнения свидетельствуют, что теоретическая мысль автора в период между вторым и третьим изданиями отнюдь не остановилась на одном месте, не бездействовала. Рецензируемая книга свидетельствует о дальнейшей углубленной научно-исследовательской работе, проделанной И. Рубиным в деле изучения Маркса, вследствие чего, при неизменности основной принципиальной установки автора, мы имеем в новом издании не простое воспроизведение старого, а гораздо более глубокий и детальный анализ ряда основных проблем марксовой теории стоимости.

«Очерки по теории стоимости Маркса» представляют собой, собственно говоря, комментарий к первой главе I тома «Капитала», предназначенный для уже подготовленного читателя. Само собой разумеется, что эта работа основывается не только на одной этой главе, но имеет в виду весь контекст как «Капитала», так и остальных экономических работ Маркса. Поэтому вполне понятно, что содержание книги местами выходит за рамки вопросов, разбираемых в первой главе «Капитала». Однако это является не её недостатком, а несомненным достоинством.

[# 208] Категория стоимости, представляя собой производственное отношение простого товарного хозяйства, достигает своего полного развития только в капиталистическом обществе, одновременно трансформируясь в цены производства. Поэтому вполне понятно, что она может быть полностью понята только на основе дальнейшего диалектического развития этого понятия, его видоизменения, усложнения и перерастания в другие более сложные категории и понятия буржуазного способа производства. Задача показать процесс трансформации стоимости, полностью раскрыть её значение в основном и выполнена «Очерками», которые, не останавливаясь на всех категориях политической экономии, тем не менее показывают нам дальнейшее развитие стоимости, её переход в цены производства.

Рецензируемая книга состоит из двух основных частей: «Теория товарного фетишизма Маркса» и «Теория трудовой стоимости Маркса». Кроме того, в настоящее издание включены также ещё и два приложения: «К терминологии Маркса» и «Ответ критикам» (Дашковскому, Шабсу и Кону).

Первую часть своей книги Рубин начинает с указания на значение теории товарного фетишизма, которая, по его мнению, представляет собой «общую теорию производственных отношений товарного хозяйства... пропедевтику политической экономии» (стр. 14). Далее он подробно разбирает производственную структуру товарного хозяйства, показывает присущее продуктам труда, в условиях товарно-капиталистического производства, общественное бытие, представляющее собой «объективную основу товарного фетишизма». Установив таким образом значение марксовой теории товарного фетишизма и его общественные корни, автор переходит к выяснению предмета, изучаемого марксистской политической экономией. Для этого он, прежде всего, останавливается на процессе производства и его социальной форме, констатирует теснейшую связь и взаимодействие между процессом производства и порождаемой его развитием общественной формой.

В противоположность утверждениям некоторых критиков, считающих, что И. Рубин разрывает связь между процессом материального производства и его общественной формой, мы в самом начале соответствующей главы находим категорическое заявление автора, сохранившееся неизменным во всех трех изданиях «Очерков», и в дальнейшем на ряде страниц подробно доказываемое и обосновываемое. «Между процессом производства материальных благ и общественной формой, в которой он протекает, т. е. совокупностью производственных отношений людей существует тесная связь и взаимодействие» (стр. 22. Курсив автора). И эта мысль не остается в виде единичного заявления, она последовательно выдержана и проведена на всем протяжении довольно объёмистых «Очерков».

Закончив анализ связи между процессом производства и его социальной формой, тов. Рубин переходит к разбору специфических социальных функций, свойственных продуктам труда в товарном хозяйстве. Здесь автор констатирует двойственность товарного фетишизма, овеществление людей и персонификацию вещей, разбирает смысл этих, довольно часто употребляемых Марксом, выражений. В этой чрезвычайно любопытной части своего исследования И. Рубин намечает и показывает читателю те пути, по которым «овеществленные», «кристаллизованные», «застывшие» производственные отношения товаропроизводителей вновь, через посредство своих носителей, — вещей с определенными социальными функциями, — воздействуют на производственную деятельность производителей, заставляя их вступать в определенные производственные отношения, соответствующие социальным функциям принадлежащих им вещей.

Признав на основе неоднократных, прямых высказываний Маркса, что «через социальную форму вещей передается воздействие общества на инди[# 209]видуум» (стр. 33), выяснив обе стороны товарного фетишизма, И. Рубин впоследствии смог разрешить ряд труднейших вопросов теории стоимости. В частности, на вопрос, как может возникать стоимость продуктов труда в процессе производства, если она реализуется только в обмене, автор отвечает, что именно благодаря «персонификации вещей, воздействию общества на отдельного производителя через посредство социальной функции, присущей вещам, «с того момента, когда обмен становится господствующей формой общественного труда, и люди производят специально для обмена, уже в фазе непосредственного производства принимается во внимание характер продуктов труда, как стоимостей» (стр. 167).

В четвёртой главе своего труда И. Рубин уже вплотную подходит к определению объекта политической экономии. Он считает, что эта наука «изучает производственные отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе (товарно-капиталистического. — Г. Д.) производства» (стр. 41. Курсив автора), которые в силу специфических условий данного хозяйства «приобретают вещный характер».

И. Рубин неоднократно отмечает, что политическая экономия изучает не техническую сторону процесса материального производства, а занимается исследованием тех социально-производственных отношений, которые возникают на основе данного товарно-капиталистического производства. Причём, разумеется, «каждая из социально-экономических форм, изучаемых Марксом, предполагает, как данное, определенные явления материально-технического процесса производства» (стр. 51). Установив, таким образом, предмет политической экономии, автор в подтверждение своих выводов приводит около семи страниц соответствующих, превосходно подобранных выписок из самого Маркса, с несомненностью доказывающих, что последнего в самых различных категориях политической экономии интересовала прежде всего и больше всего их общественная характеристика, выражаемые ими производственные отношения людей. Все «экономические категории, — цитирует И. Рубин Маркса, — являются лишь теоретическими выражениями, абстракциями общественных отношений производства» (стр. 46).

Это исключительное внимание Маркса к общественным отношениям, выражаемым экономическими категориями, тов. Рубин приписывает внесённому Марксом в политическую экономию «новому социологическому методу» (стр. 41 и др.). Мы вполне согласны с автором, что величайшая заслуга Маркса в области политической экономии «заключается в последовательно проведенном различии между производительными силами и производственными отношениями, материальным процессом производства и его общественною формою, процессом труда и процессом образования стоимости» (стр. 41) Однако нам представляется, что даваемая И. Рубиным, в этой связи, характеристика метода Маркса, как метода «социологического», является чересчур односторонней, могущей дать (и нередко дающей) повод ко всяческим недоразумениям и непониманию основной мысли автора книги.

При наблюдающемся в настоящее время в западно-европейской экономической литературе, преобладании сторонников так называемого «социального метода» (достигшего своего апогея в сочинениях Альфреда Амонна1, стремящегося совершенно отделить «социальные отношения», изучаемые политической экономией, от процесса непосредственного производства, определение метода Маркса, как «метода социологического», является неосторожным. Впрочем тут очевидное недоразумение, ибо сам И. Рубин совсем недавно выпустил книгу, в большей её части направленную [# 210] против «социального направления» в современной буржуазной политической экономии. Метод Маркса является не только социологическим, не только диалектическим, но и материалистическим (на что в начале книги Рубин указывает), и при всех определениях метода, им применяемого, необходимо сугубо оттенять и подчёркивать материалистическое существо этого метода.

* * *

В первой части книги И. Рубина, являющейся, собственно говоря, вступлением к развернутому анализу категории стоимости, даваемому во второй части, уже имеются все те характерные черты, которые присущи всему дальнейшему содержанию «Очерков».

Автор не просто излагает содержание экономических работ Маркса с тем «научным беспристрастием», о котором весьма усиленно заботятся буржуазные ученые. И. Рубин выступает в качестве хладнокровного, вооружённого всеми достижениями научно-теоретической экономической мысли, защитника и популяризатора марксистской политической экономии. Превосходно разбираясь и исключительно хорошо зная работы основоположников научного социализма, автор рецензируемой нами книги вместе с тем изучает экономических и философских предшественников Маркса, нередко находя в их сочинениях ключ к пониманию того или иного, казалось бы, случайного замечания Маркса. Твёрдо установив предмет политической экономии, Рубин беспрестанно подчёркивает производственную основу всех категорий и отдельных понятий этой науки, в то же время успешно избегая того смешения материально-технических и социально-экономических элементов производства, которым страдала классическая политическая экономия и которое зачастую встречается в работах некоторых наших экономистов.

Метод, применяемый самим И. Рубиным, несомненно является диалектическим методом. Излюбленный прием автора заключается в том, чтобы, доказав вначале несостоятельность каких-либо двух взаимоисключающих положений, впоследствии показать, как оба эти противоположные полюса приходят к некоему единству в общественном движении, — в беспрестанно повторяющемся кругообороте процесса воспроизводства. Автор «Очерков» наглядно показывает, что и в политической экономии (равно как и в любой другой общественной науке или природе) «всякий процесс... возможен лишь как «самодвижение», т. е. как раскрытие и борьба противоположностей в пределах их связи и единства»2. С другой стороны, И. Рубин доказывает, что в каждом экономическом понятии следует различать, как это делал Маркс, две стороны: качественную и количественную, только в своей совокупности составляющих данную экономическую категорию.

Оперируя диалектическим методом, наш автор нередко приходит к весьма оригинальным выводам, не совпадающим с распространенною точкой зрения. Однако в большинстве случаев оказывается, что построение И. Рубина лучше передает мысль Маркса, лучше соответствует сущности его учения. Вместе с тем мы должны отметить последовательность и выдержанность точки зрения И. Рубина, полную согласованность между собой всех его отдельных выводов. Все эти отличительные качества книги, вместе взятые, обусловили собой то, что «Очерки по теории стоимости Маркса» оказались в резкой оппозиции к многочисленным работам различных наших экономистов, зачастую поверхностных и нередко содержащих в себе ряд неразрешимых противоречий. Поэтому книга И. Рубина в её предыдущих [# 211] изданиях вызвала многочисленные критические выступления. Автор, в приложении к третьему изданию, дает исчерпывающий ответ главнейшим критикам.

Вторая часть рецензируемой книги состоит из 12 глав, посвященных разбору различных сторон марксовой теории стоимости. Она начинается с предварительной, краткой характеристики этой теории, ибо автор опасается, что «в противном случае изложение отдельных сторон и частных проблем теории стоимости, очень сложных и интересных, может заслонить от внимания читателя те основные идеи, на которых построена вся теория и которые проникают каждую её часть» (стр. 74). Благодаря подобной архитектонике данной части книги, сразу вводящей читателя в курс «основных идей» и общих положений теории стоимости, вся книга выигрывает в смысле цельности и законченности.

Дав общие контуры теории стоимости, И. Рубин переходит к исследованию частных сторон проблемы. Он рассматривает категорию стоимости «с трех сторон: со стороны величины стоимости, формы стоимости и субстанции (содержания) стоимости» (стр. 87. Курсив автора). Следуя по этому намеченному им пути, автор, прежде всего, посвящает три главы выяснению связи между стоимостью и трудом. Вначале он разбирает то регулирующее влияние, которое в товарно-капиталистическом обществе оказывают стоимость и отклонения цен от стоимости на процесс производства на распределение общественного труда между различными его отраслями. Затем, в главе, озаглавленной «Равенство товаропроизводителей и равенство товаров», И. Рубин переходит к тем производственным отношениям товаропроизводителей, выражением которых является стоимость. Посвящая этому вопросу особую главу, автор, собственно говоря, на протяжении всей своей книги неизменно рассматривает изучаемую им категорию, как вещное выражение производственных отношений, что придает его изложению ту последовательность, которая является существенно необходимой при анализе столь сложных проблем и вопросов.

Далее выясняется связь между категорией стоимости и тем абстрактным трудом, который составляет её содержание. Здесь И. Рубин развивает, в основном, свою весьма оригинальную точку зрения на абстрактный труд, которая затем полностью доказывается и обосновывается в соответствующей главе и в «Ответе критикам». Различая три вида равного труда («физиологически равный труд, социально уравненный труд и абстрактный труд»), И. Рубин считает, что стоимость создается этим последним, представляющим собой не просто физиологически равный труд, а труд с особой общественной характеристикой, «т. е. социально уравненный труд в той специфической форме, которую он приобретает в товарном хозяйстве» (стр. 154).

В главе «Содержание и форма стоимости», являющейся одной из наиболее интересных глав книги, автор устанавливает ту связь и то различие, которые существуют между содержанием (субстанцией и величиной) стоимости, стоимостью, формою стоимости и меновой стоимостью. И. Рубин разбирает и анализирует качественную и количественную стороны стоимости, доказывает, что если только форма стоимости придает этому понятию характер общественного явления, то и сама «эта общественная форма без заполняющего её трудового содержания становится пустой» (стр. 136). Не возражая по существу вопроса, мы считаем необходимым здесь отметить, что анализ «содержания и формы стоимости» является у И. Рубина несколько незаконченным, вследствие чего связь между самою стоимостью, с одной стороны, формою и содержанием стоимости, с другой, не совсем ясна. Возможно, что весь анализ этой проблемы должен был быть несколько более подробным.

[# 212] От содержания и формы стоимости И. Рубин переходит к подробному анализу труда, создающего стоимость, как труда общественного, абстрактного, простого и общественно-необходимого. В понимании этих различных сторон общественного труда автор несомненно занимает ортодоксально марксистскую позицию. Он возражает против отождествления стоимости с трудом, являющимся только её «субстанцией», критикует физиологическое понимание абстрактного труда, стремящееся свести эту общественную категорию к вульгарному понятию простой затраты физиологической энергии человека, в то время, как физиологическое равенство труда является только предпосылкой абстрактного труда. Затем И. Рубин уделяет ряд страниц доказательству неправильности «экономической» (вернее «потребительской») версии общественно-необходимого труда.

Наконец, особая, весьма значительная по своим размерам, глава посвящена проблемам, связанным с ценами производства: равной прибыли на равные капиталы, занятые в производстве, антимонии между I и III томами «Капитала» и выяснению зависимости между ценами производства и трудовой стоимостью. Несколько в стороне от основного содержания книги стоит небольшое исследование о производительном труде.

Таковы, в основном, те проблемы, углубленному исследованию которых посвящены «Очерки по теории стоимости Маркса». Положительные качества, присущие содержанию этой книги, делают работу И. Рубина ценным пособием в деле изучения основной категории товарно-капиталистического производства, доподлинно научным марксистским комментарием к «Капиталу». Книга достойна самого широкого внимания со стороны всех интересующихся проблемами политической экономии.

Примечания⚓︎


  1. См. Alfred Amonn. Objekt und Grundbegriffe der theoretischen Nationalökonomie, Wien 1927. 

  2. А. М. Деборин. Ленин о сущности диалектики, — «Под Знаменем Марксизма» № 5—6, 1925 г., стр. 7.